В 1975 году президент США Джеральд Форд прилетел в Австрию с государственным визитом. Выходя из самолёта, Форд поскользнулся и упал. Момент запечатлел фотограф Уолли Макнэйми.
Этот случай не был единственным в своём роде — ранее президент уже падал на трапе самолёта. Досадные падения повлияли на формирование репутации Форда как неуклюжего политика. По иронии судьбы, Форд — один из самых спортивных президентов США. В молодости он был отличным футболистом и тренером по футболу и боксу. Увлечение футболом длилось всю его жизнь.
Как правило, все мы наблюдаем не только на фотоснимках, но на экранах телевизоров – как по трапу спускается Президент какой-либо страны. То что казалось бы может сделать охрана, когда ее нет «рядом»…
В связи с тем, в своем роде падение на трапе самолета был уже не единичный случай, из-за того, что Джеральд Форд поскользнулся, то охрана по всей видимости охрана не сделала соответствующие выводы, «не позаботилась о поверхности трапа».
Кроме того, надо сказать, что вот как раз в таких происшедших курьезных случаях и отмечается работа охраны с представителями прессы, а точнее их взаимодействие.
Вот как описывает работу по взаимодействию охраны и средства массовой информации в своей книге «От Лубянки до Кремля» Валерий Николаевич Величко (генерал-майор КГБ СССР в отставке):
Американская пресса и охрана - … Надо сказать, что пресса в США действительно является четвертой властью. Особенно ее боятся государственные чиновники. Американцы (охрана) могут скрупулезно выполнить любые договоренности, но в любом месте обязательно будет пресса. Организованная, построенная по ранжиру, но – будет.
Как-то раз, в ходе подготовки очередного визита, кажется Рейгана в Москву, мы, по аналогии с отношениями «Девятки» со СМИ предложили главе Пресс-службы Белого дома согласовать вопрос о работе прессы с Секретной службой. Надо было видеть глаза этого руководителя прессы: «Господа! Вы должны знать, что мистер Симпсон (ДИРЕКТОР СЕКРЕТНОЙ СЛУЖБЫ) В МОИ ВЛАДЕНИЯ НЕ ЗАПЛЫВАЕТ! Никогда». Это был Марлин Фицуотер, новый пресс-секретарь Белого дома.
Аккредитованная на визите огромная армия журналистов как всегда целенаправленно и упрямо охотилась за сенсациями.
Другой случай. Одному из фотокорреспондентов удалось заснять генерала Докучаева М.С., кормящего белочку на лужайке Белого дома. Мы долго смеялись, прочитав статью, в которой автор на полном серьезе объяснял, что этот случай – «целенаправленная демонстрация перестроечного мышления», специально срежиссированная советским агитпропом. Советские таким образом показывают, что «под воздействием перестройки якобы смягчилось сердце даже у генерала этого страшного КГБ».
Советская пресса и охрана – …Взаимоотношения охраны с журналистами, особенно кино-, теле– и фотожурналистами, т. е. как они у нас значились – «снимающими», всегда были достаточно сложными. Опять знаменитая дилемма. С одной стороны, необходимо максимально выигрышнее, подробнее показать мировой и советской общественности всю программу международной встречи. А с другой – не допустить как минимум нарушения порядка на территории протокольных мероприятий. Надо знать психологию журналиста – добытчика материала!
В СССР в наши времена со СМИ все было и проще и сложнее.
Проще, так как не было проблем с отводом от участия в мероприятиях даже самого известного журналиста. Зная это, работники пера и фотоаппарата старались поддерживать с охраной самые доброжелательные отношения. ЛЮБОЕ НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ, а не дай Бог стычка с охраной, могла СТАТЬ КОНЕЧНОЙ ТОЧКОЙ В ИХ ТВОРЧЕСКОЙ КАРЬЕРЕ.
Но как в той притче о змее, которую уговорила утку перевезти ее на другой берег реки, но, даже понимая, что утонет, все же укусила ее…. Характер оставался характером. Если в видоискателе был заветный кадр, забывалось все. Вот тут-то охране и приходилось использовать «силовые заготовки»…
Подобное мы могли наблюдать в Дели вовремя одного из посещений РМ этнографического, кажется, музея. Мало того, что надо было поддерживать порядок, давая журналистам все же выполнить свою работу. Но главное – не допустить попадания в печать фотографии первой леди нашего государства на фоне недвусмысленного слияния тел в разных необычных позах или даже эффектного фаллоса, который в разных видах и размерах присутствовал практически в экспозициях каждого зала. Что поделаешь – элемент истории культуры Индии. Но, вы понимаете, что, увы, не все это могли правильно понять и оценить…
«Приобретая положительный и, естественно, негативный опыт работы с прессой, мы во времена перестройки и демократизации стремились избавиться от злополучного «человеческого фактора».